суббота, 21 апреля 2007 г.

Моя цель - гора

Четыре года назад летом я ездил в Ялту в составе группы из 10 парней и 20 девушек. Мы должны были работать на виноградниках и в свободное время отдыхать.

В то время у меня были проблемы с самооценкой (и сейчас есть, но меньше). Упрощенно - когда я нравлюсь девушкам, я чувствую себя классно, когда не нравлюсь - меня это сильно угнетает, я перестаю любить себя.

Так вот, когда мы подъезжали на маршрутке к Ялте, я просто офигел, когда увидел горы - раньше никогда не видел. Особенно классным мне показалось то, что верхушки некоторых были скрыты за облаками. Тогда я очень захотел забраться на вершину. У меня что-то щелкнуло. Я почувствовал, что эта цель никак не связана с тем, чтобы понравиться окружающим или угодить чьим-то ожиданиям. Я просто знал, что если я туда заберусь, я почувствую себя очень классно, я почувствую, что я сильный.

Потом у меня еще были всякие детские игры с одной девушкой и моим другом. Меня это немного напрягало и задевало мою самооценку. Потом я сильно заболел, у меня была два дня температура, я лежал в кровати. Кроме того у меня тогда уже иногда болело сердце после физических нагрузок. Еще мне сказали, что пешком до вершины 2 недели (обманули:)).И вот когда я лежал с температурой, я решил, что мне пофиг на болезнь, пофиг, что туда долго идти, я все равно пойду. Я стырил вечером на барахолке, где продавали картины, клеенку и решил, что буду день идти наверх, если не дойду, переночую под клеенкой, как в палатке, а на следующий день пойду вниз.

Вобщем я встал на следующий день в 7 утра и пошел. Путь я выбрал далеко не самый легкий, как потом оказалось. Я просто пошел напролом по лесу. Главный ориентир - вверх. Офигенно устал, но добрался до вершины за 4 часа. Когда вернулся - никакой простуды, никакой боли в сердце - все прекрасно. И самооценка, уверенность в себе - просто супер.

Потом я пытался запомнить это чувство, когда у меня есть очень притягательная цель, которая приносит мне удовольствие независимо от мнения других, и перенести его на другие сферы жизни, но постепенно забыл.



Еще, лет 5 назад я открыл для себя, какой кайф бегать большие дистанции - 5-10-15 километров за раз. Раньше я думал, что это слишком тяжело, но после того, как попробовал, понял, что это качественно другой эффект, по сравнению с тем, когда бегаешь 2-3 км. Открывается 2-е дыхание и ощущается "кайф", легкость.

Потом, через год примерно, у меня начало покалывать сердце. Я боялся, что это от бега. В поликлинике ничего не нашли (написали НЦД). Постепенно, я все больше боялся бегать. Получалась спираль самовнушения: у меня колет сердце, я боюсь, что это от бега, в следующий раз оно начинает болеть, как только я подумаю, что собираюсь бегать.

Потом я поменял тактику, решил бегать потихоньку, постепенно увеличивать дистанцию. Но сердце все равно иногда болело, даже когда я бегал 1 км за раз. Можно сказать, я постепенно перестал доверять своему телу.

Недавно меня все это достало. И еще, я услышал мнение, что если от бега покалывает сердце, то надо бегать больше. Я как-то был злой (самое то для бега) и решил пробежать 10 км (столько не бегал уже где-то 2 года). Я просто решил доказать себе, что я все еще могу, во что бы то ни стало. Я это сделал и мне стало классно. После этого я стал опять бегать по 5 и больше км. Сердце почти не болит. А когда болит, я полностью уверен, что бег идет на пользу, потому что к сердечной мышце поступает больше кислорода.



Так вот, о чем это я. У меня в последние месяцы обострилась проблема с самомотивацией. Я ставлю себе цель, придумываю план, начинаю его выполнять, и через некоторое время вдруг понимаю, что это не мое, что меня совсем не тянет к этой цели, как-будто ее мне навязали. Или я начинаю чувствовать, что меня заставляют что-то делать. Или я сам себя заставляю - например, когда я решил каждый день определенное количество часов заниматься каким-то делом. То есть я что-то решаю, а через некоторое время начинаю чувствовать, что обязан выполнять свое решение, хотя уже не очень хочется. А меня вырубает подчиняться кому-то или чему-то.

Недавно я понял кое-что. Идеальная цель - как гора (или длинная дистанция). Это цель для меня а не для кого-то. Я не ставлю главной задачей понравиться кому-то, я не пытаюсь угодить чьим-то ожиданиям на мой счет. Я не жду, что меня похвалят, если я туда заберусь или наругают если нет. Меня никто не заставляет двигаться в перед. Я даже сам не заставляю себя. Когда возникает затруднение, я понимаю, что мне приятнее преодолеть себя и продолжить, чем вернуться вниз, хотя я не обязан продолжать.

Я просто чувствую, что это классно - лезть на гору. Я просто очень хочу наверх. Я знаю, что буду любить себя больше, если достигну цели. А если не достигну, не разочаруюсь в себе, а просто подумаю, как получше спланировать следующую попытку.

Ярлыки: ,

воскресенье, 28 января 2007 г.

Экономия времени или экономия внимания?

Я сегодня сдавал самый напряжный экзамен за эту сессию (статистика). Сдал. Перед этим потратил 1.5 дня и довольно много усилий, чтобы максимально выучить. Мотивация была такая - сдав с первого раза я экономлю кучу времени на более важные дела. Но кроме того, даже более важно то, что я освободил себя от необходимости держать в голове эту проблему. Если бы я его не сдал, мне бы пришлось потратить допустим еще 10 часов, чтобы доучить, но кроме этого я бы постоянно думал, как выделить время на изучение, как разыскать препода и т. д. Соответственно продуктивность в моих основных занятиях упала бы.

Другой пример. Я встаю утром, моюсь, ем и т.д., сажусь за комп и начинаю продуктивно заниматься делом. Через час я устраиваю перерыв. Тут возникает мысль - может проверить почту? Ожидается 2-3 письма, времени на прочтение нужно максимум 5 минут. Но там может оказаться что-то интересное. Если я даже смогу преодолеть соблазн почитать подробнее о том, что меня заинтересовало, все равно фокус внимания уже сдвинулся и мне сложнее вернуться к работе.

Свияш пишет, что любое наше желание Жизнь воплотит в реальность, только надо за это заплатить соответствующим количеством "энергии желания". То есть надо достаточно долго и достаточно сильно (качественно) желать, то есть думать о том, что ты хочешь получить. Чем сильнее ты желаешь (более сосредоточенно думаешь), тем меньше надо времени для реализации желания. А если в голове роятся всякие побочные проблемы, то для главных целей остается мало "энергии желания".

Поэтому внимание надо оберегать от внешнего вторжения, не меньше, чем мы избегаем бестолкового времяпровождения (ну по крайней мере некоторые стараются это делать).

Ярлыки: ,

суббота, 16 декабря 2006 г.

Программы для сохранения идей

Я как-то решил, что у меня накапливается слишком много информации в голове. Неплохо было бы ее систематизировать и куда-нибудь записывать.

Сначала я решил искать что-то вроде personal wiki. То есть вики для личного использования. Большой список нашелся в википедии. Серверные варианты (написанные в основном на php) мне не понравились - специально нужно запускать локальный сервер, нужно учить какой-то новый синтаксис разметки. Так что я стал искать desktop wiki.

Выбирая то, что более-менее понравилось по скриншотам, я просмотрел штук 10 разных прог. Что меня удивляет - куча прог имеют убогий windows95-подобный интерфейс. Такое я сразу отбрасываю. Еще многие хотят охватить сразу все - органайзер, браузер и т.д. Получается слишком громоздко и неудобно.

Первая программа, которая мне сразу понравилась - ZuluPad. Очень простая в использовании. Пишем, пишем, выделяем слово/фразу Ctrl+L - создается страница, посвященная этому слову. Везде, где встречается это слово, оно будет подсвечено как ссылка. Получается такой документ с перекрестными ссылками.


Только некоторых функций все-таки не хватает. Неплохо бы иметь хотя бы простейшее форматирование (сейчас можно только уменьшить/увеличить шрифт везде). Нужен поиск по всем статьям. И мне хотелось бы видеть общую структуру документов - например в виде дерева.

Поэтому я стал искать дальше, и нашел слово outliners. Именно так называются чаще всего программы для заметок, то есть то, что я ищу. Опять я пересмотрел много вариантов (большой список здесь). Опять многие программы грешат некрасивым или слишком сложным интерфейсом. В итоге мой фаворит - My Notes Keeper. Всем советую. Я убрал все тулбары кроме самых нужных и получилось почти идеально. И этот пост я пишу в этой же проге. Лениво открывать каждый раз браузер и входить в блоггер.


Программа поддерживает форматирование текста, вставку картинок, экспорт в html/rtf/txt и еще много чего.

Что можно записывать в этой проге:
  • наброски идей
  • что-то вроде дневника не для всеобщего обозрения - файл можно запаролить
  • планы
  • основные идеи прочтенных книг
  • выдержки из форумов, блогов

Ярлыки: